Сегодня в прокуратуре Забайкальского края прошел брифинг для журналистов по теме «О результатах проверок исполнения законодательства об образовании, в том числе религиозном». В его основу были положены проблемы, которые обсуждались на коллегии прокуратуры края.Дата проведения: 17 апреля 2015 года.

Время проведения: 15.00-15.30

Руководитель брифинга: Синельников Е. Л. — начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратура края.

Основные вопросы:

1.Прокуроры выявили более двух тысяч нарушений законодательства об образовании

Систематически проводимые надзорные мероприятия соблюдения законодательства об образовании, в том числе религиозном, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры в целом способствовали улучшению состояния законности в этой сфере, материально-технического обеспечению и оснащению образовательного процесса, защищенности обучающихся от негативной информации.

На территории Забайкальского края сформирована сеть государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных организаций – всего в количестве около 600, в которых обучается 140 тысяч учащихся. Имеются в крае и духовные образовательные организации профессионального образования, призванные подготовить служителей и религиозного персонала религиозных организаций – имеющая лицензию и осуществляющая образовательные программы Агинская Буддийская Академия, и находящаяся на стадии получения лицензии зарегистрированная в феврале этого года мусульманская религиозная организация «Забайкальское Медресе».

Вместе с тем, число выявляемых при осуществлении прокурорского надзора нарушений в указанной сфере остается высоким. Для устранения выявленных в период с 2014 года почти двух тысяч нарушений прокурорами принесено свыше 400 протестов, направлено в суд 240 заявлений, внесено 114 представлений, по которым 73 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, 12 должностных лиц предостережены о недопустимости нарушений закона.

Как показывает прокурорская практика, чаще всего образовательными организациями нарушаются обязательные требования к содержанию локальных актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций (уставы, правила и положения о приеме и отчислении обучающихся, правила внутреннего распорядка, положения об оплате труда и аттестации педагогических работников), что вызвано, в том числе, постоянным изменением федерального законодательства. В этой связи прокурорам поставлена задача до конца 2015 года отследить приведение уставов образовательных организаций в соответствие в установленный федеральным законом об образовании.

 

2.В образовательных организациях к педагогической деятельности допущены лица, уровень образования которых не соответствует квалификационным требованиям

 

При проверке соблюдения органами государственной власти Забайкальского края полномочий по контролю в сфере образования за деятельностью общеобразовательных организаций установлено, что осуществление указанного контроля возложено на Управление лицензирования, государственной аккредитации, надзора и контроля в сфере образования Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. За период с января 2014 года данным управлением проведено 123 проверки (плановых – 93, внеплановых – 30) в рамках контроля качества и законодательства по исполнению федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования и 126 проверок в рамках аккредитации образовательных организаций.

По результатам проверок одно учреждение не аккредитовано в связи с невыполнением требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В ходе осуществления контрольно-надзорных функций Управлением выявлялись факты допуска в 60 образовательных организаций к педагогической деятельности лиц, уровень образования которых не соответствует квалификационным требованиям, в 65 – организациях нарушения требований федерального государственного образовательного стандарта к кадровым условиям (педагогическими работниками, не освоены дополнительные профессиональные образовательные программы в необходимом объеме в соответствующие сроки). По всем выявленным нарушениям выданы предписания.

В связи с выявлением аналогичных нарушений в рамках текущей проверки приняты меры прокурорского реагирования прокурорами Чернышевского, Ононского, Хилокского, Шелопугинского и Читинского районов, Борзинским межрайпрокурором.

Например, прокурором Шелопугинского района установлено, что в Шелопугинской и Шивиинской школах педагогическая деятельность осуществляется лицами, не имеющими соответствующего среднего профессионального или высшего образования. Например,  учителем физики работает гражданин, имеющий среднее профессиональное образование по специальности «Зубной техник», агроном преподает в школе природоведение, географию, биологию и химию, учителя по специальности «Русский язык и литература» преподают математику, историю и обществознание, математику.

 

3.Недостаточное финансирование системы образования приводит к наличию в образовательных организациях различных нарушений

 

Недостаточное финансирование системы образования приводит к наличию в образовательных организациях таких нарушений, как несоответствие санитарно-эпидемиологическим, противопожарным требованиям, материально-техническому обеспечению, в том числе учебниками и учебными пособиями.

Исходя из представленной краевым министерством образования информации потребность библиотечных фондов в настоящее время составляет 1,6 миллиона экземпляров, а фактически на полках библиотек имеется 1,2 миллиона экземпляров, или 74 % от необходимого. Вместе с тем, порой к этому приводят виновные действия должностных лиц органов образования, в связи с чем прокурорами районов принимаются необходимые меры прокурорского реагирования.

Например, в начале учебного 2014-2015 года прокурором Каларского района внесено представление руководителю районной администрации о привлечении директора Новочарской СОШ № 2 к дисциплинарной ответственности за несвоевременное направление аукционной документации для проведения аукциона в электронной форме, что повлекло невыдачу учебников учащимся в сентябре 2014 года. Представление рассмотрено, удовлетворено, директор привлечен к дисциплинарной ответственности. Учебники выданы в полном объеме в октябре 2014 года. По внесенным прокурорами Карымского и Чернышевского районов в связи с аналогичными нарушениями представлениям привлечены к дисциплинарной ответственности 17 должностных лиц.

Анализ средств массовой информации позволяет сделать вывод о том, что до настоящего времени не изжиты случаи поборов с родителей учащихся под видом добровольных пожертвований. Вместе тем, в ходе прошедшей проверки такие нарушения установлены только прокурором Карымского района, в остальных случаях проверки соблюдения законности привлечения школами внебюджетных средств оказались безрезультатны или не проводились вообще, в связи с чем нами поставлены соответствующие задачи в решении коллегии.

По всем выявленным в ходе проверки нарушениям министру образования, науки и молодежной политики края внесено представление, которое находится на рассмотрении.

 

4..Безопасность учащихся при нахождении в учебных заведениях не всегда отвечает предъявляемым требованиям

 

Результаты проверки указывают на неисполнение органами местного самоуправления, руководителями образовательных организаций требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования. Безопасность учащихся при нахождении в учебных заведениях не всегда отвечает предъявляемым требованиям. Повсеместно межрайпрокурорами выявляются факты свободного доступа посторонних лиц, отсутствия ограждений, надлежащей охраны, видеонаблюдения. Имели место случаи распития в образовательных организациях в ночное время посторонними лицами спиртных напитков. Для устранения указанных нарушений с 2014 года прокурорами внесено 51 представление, в суды направлены 91 заявление о понуждении администраций к устранению нарушений. Вместе с тем, не всеми прокурорами ставился вопрос об ответственности глав муниципальных образований, являющихся одновременно руководителями районных антитеррористических комиссий и учредителями образовательных организаций.

При проверке органами прокуратуры, Федеральной службы безопасности России и управлением Минюста России деятельности духовных образовательных организаций какие-либо нарушения, в том числе признаки экстремистской деятельности, случаи их зарубежного финансирования, не установлены.