Сегодня в прокуратуре Забайкальского края прошел брифинг для журналистов на тему «Эффективность прокурорского надзора за исполнением законодательства, предусматривающего оказание поддержки предпринимателям». Перед собравшимися выступил и ответил на их вопросы начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края Трухин А. С.

 

Дата проведения: 19 марта 2015 года.

Время проведения: 16.00-16.40

Руководитель: Трухин А. С. — начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края

 

Основные вопросы:

 

1.Коллегия прокуратуры края рассмотрела эффективность прокурорского надзора за исполнением законодательства, предусматривающего оказание поддержки предпринимателям

Коллегия прокуратуры Забайкальского края, плановое заседание которой прошло  под председательством и.о. прокурора края Максима Шипицына, рассмотрела эффективность прокурорского надзора за исполнением законодательства, предусматривающего оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. С докладом выступил начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края Александр Трухин. В работе коллегии приняла участие уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае Виктория Бессонова. 

Отмечено, что в Забайкальском крае инфраструктура поддержки хозяйствующих субъектов представлена достаточно широко – от Министерства экономического развития края и иных ведомств, органов местного самоуправления до различных фондов, центров, кооперативов, инкубаторов, часть которых работает с бюджетными средствами. В регионе действуют Фонд развития малого предпринимательства, Фонд инвестиционного развития, Забайкальский микрофинансовый центр, Гарантийный фонд края, Забайкальский экспортный центр, Региональный центр инжиниринга, 2 бизнес-инкубатора, 2 лизинговые компании, 50 муниципальных фондов и центров поддержки предпринимательства, 80 кредит. кооперативов.

С 2014 года финансовую поддержку получили немногим менее одной тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму около 1,1 млрд. руб., сохранено почти 10 тыс. рабочих мест и еще 1,5 тыс. рабочих мест создано. С учетом того, что в крае всего зарегистрировано чуть менее 32 тыс. юридических лиц и предпринимателей, это не плохой показатель.

Между тем, в ходе прокурорских проверок, проведенных в 2015 году, выявлено более 900 различных нарушений, связанных с оказанием предпринимателям информационной и имущественной поддержки, реализацией и финансированием государственных и муниципальных программ в этой сфере и иные.

При проверке в Министерстве экономического развития края установлено, что ведомством не выплачены субсидии и гранты победившим в конкурсных отборах предпринимателям на общую сумму свыше 110 млн. руб., неиспользованные средства федерального бюджета необоснованно возвращены по окончании финансового года. По этим и иным фактам в адрес Губернатора края внесено представление.

В указанном министерстве, а также министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Департаменте государственного имущества и земельных отношений края вскрыты многочисленные нарушения порядка и сроков уведомлений юридических лиц и предпринимателей о рассмотрении различных заявлений, принятых по ним решениях. Например, индивидуальный предприниматель в своем заявлении просил о реализации преимущественного права на приобретение трех объектов арендуемого им имущества, однако решения были приняты только по двум объектам. По третьему ни отказа, ни согласия бизнесмен не дождался. 

Удовлетворен протест прокурора края на региональный закон, который противоречил федеральному законодательству в части установленного срока рассрочки оплаты выкупной цены арендуемого имущества.

По заявлению прокурора Акшинского района признано противоречащим закону решение представительного органа об определении размера арендной платы за земли. Такая плата устанавливалась с учетом коэффициентов в зависимости от вида деятельности арендатора, а не от доходности земельного участка и его вида разрешенного использования.

Пресеклись факты необоснованного возложения на бизнесменов, обратившихся за получением поддержки, различных обязанностей, что обусловлено как действием незаконных муниципальных нормативных актов, так и злоупотреблениями со стороны чиновников. Например, до сих пор в ряде районов должностные лица продолжают требовать от предпринимателей выписки из ЕГРИП и ЕГРЮЛ.

Департаментом госимущества и земельных отношений края при рассмотрении заявления директора одного из обществ о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества на юридическое лицо была возложена не предусмотренная законом обязанность по оплате услуг оценщика в сумме 12 тыс. руб.

Не всегда уполномоченными ведомствами обеспечивается должный контроль за целевым расходованием выделенных субъектам предпринимательства средств, предоставлением последними отчетов об использовании субсидий.

 

2.Приняты меры прокурорского реагирования в связи с неисполнением органами местного самоуправления обязанности по информационной поддержке предпринимателей

Прокуроры по результатам проверки исполнения законодательства об оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства приняты меры реагирования в связи с неисполнением органами местного самоуправления обязанности по их информационной поддержке.

Большинство хозяйствующих субъектов, особенно начинающих, не обладают элементарными знаниями о формах и условиях поддержки, о документах, наличие которых является обязательным для осуществления предпринимательской деятельности, об уполномоченных органах и т.д. Органы власти, прежде всего муниципального уровня, не всегда обеспечивают наличие необходимой информации на собственных или специально создаваемых сайтах, информационных стендах, не распространяют её иным способом.

Так, в прошлом году после судебного понуждения, инициированного прокурором Могойтуйского района, органами местного самоуправления 16 муниципальных образований в сети Интернет была размещена информация о развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства. Всего за период с 2014 года в суды направлено свыше 200 таких заявлений, в результате необходимые сведения размещены более чем на 130 сайтах.

Краснокаменский межрайонный прокурор внес представление главе города Краснокаменска по факту бездействия координационных органов в области развития предпринимательства. За период с 2012 года ими не проведено ни одного заседания.

Со стороны органов местного самоуправления также выявлялись нарушения, связанные с ненадлежащей реализацией полномочий по созданию условий для развития предпринимательства в сфере торговли. Так, в трети муниципалитетов не были до вмешательства прокуроров утверждены с опубликованием на официальных сайтах схемы размещения нестационарных торговых объектов. 

Федеральным законодателем для субъектов малого и среднего предпринимательства гарантирована возможность участия в государственных и муниципальных закупках, обязанность соответствующих заказчиков осуществлять такие закупки у предпринимателей в размере, не менее нормативно установленного. Между тем, как установлено прокурорскими проверками, такие гарантии обеспечиваются не всеми заказчиками.

Недостатки также выявлены в работе субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. Так, Фондом поддержки малого предпринимательства края заключались договоры поручительства, необходимые для получения займов, срок действия которых заканчивался датой заключения договора займа, тем самым, обеспечительная мера сводилась на нет.

В Забайкальском инвестиционном фонде допускалось необоснованно длительное рассмотрение заявлений о предоставлении микрозаймов, что было обусловлено пробелом в правовом акте, нарушалось законодательство о персональных данных.

Бизнес-инкубатор в г. Чите занимает офисное помещение, являющееся собственностью Забайкальского края, в отсутствие каких-либо законных оснований, без договора.

Нарушения при применении специальных налоговых режимов для субъектов малого и среднего предпринимательства вскрыты прокуратурой Центрального района г. Читы в работе МРИ ФНС № 2 по г. Чите. Они касались несоблюдения сроков рассмотрения заявлений при выдаче патентов налогоплательщикам.

 

3.Прокуроры проверили коррупционные составляющие поддержки предпринимателей

 

Прокуроры в ходе проверки исполнения законодательства о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства особое внимание обратили на коррупционные составляющие этой деятельности.

Так, по обращению директора ООО «СтройКомплекс» о проверке законности отказа в предоставлении в аренду земельного участка было установлено, что Комитет по управлению имуществом администрации г. Читы принял решение с нарушением срока. Кроме того, заявителю было необоснованно отказано в предоставлении испрашиваемого участка, он предоставлен третьим лицам.

Следователем Шилкинского СО МВД в 2015 году возбуждено уголовное дело в отношении директора Фонда поддержки малого предпринимательства городского поселения «Первомайское» Сверкуновой, которая в период времени с октября 2011 года по октябрь 2014 года, используя свое служебное положение, систематически совершала хищения вверенных ей средств, принадлежащих Фонду. Ущерб причинен на сумму 25 тысяч рублей.

В 2015 году по материалам оперативно-розыскной деятельности следователями органов внутренних органов возбуждены два уголовных дела в отношении получателей средств бюджета городского округа «Город Чита».

Так, начато уголовное преследование руководителя ОАО «Забайкалспецтранс» по ч. 2 ст. 201 УК РФ. Он злоупотреблял полномочиями при исполнении заведомо экономически невыгодных сделок по аренде автотранспорта, повлекших искусственное наращивание кредиторской задолженности в пользу аффилированного лица, возглавляемого его же супругой. Заключение этих сделок директор общества скрывал от акционера – администрации города Читы. В тоже время, в результате его недобросовестных  действий оказалась под угрозой срыва профинансированная из бюджета на сумму более 50 млн. руб. программа развития коммунальной инфраструктуры, прежде всего, по строительству мусороперерабатывающего завода.

Также по результатам оперативной разработки возбуждено уголовное дело в отношении директора ООО УК «Чистый город» по ч. 3 ст. 159.2 УК РФ. Он путем предоставления ложных сведений о размере понесенных затрат на вывоз отходов незаконно получил субсидии из бюджета города на возмещение недополученных доходов в объеме почти 0,5 млн.  рублей.

В то же время, корыстная заинтересованность субъектов предпринимательства в получении любыми способами бюджетных средств, упущения в проведении контрольных мероприятий, определяют высокую латентность преступлений, связанных с неправомерным расходованием этих средств. В этой связи прокурорам поручено своевременно и эффективно использовать свои полномочия в сфере надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, нацеливая сотрудников на достижение конкретных результатов.