Обзоры обращений

 

О работе с письменными и устными обращениями в органах прокуратуры Забайкальского края в 2016 году

Прокуратура Забайкальского края обобщила результаты  работы   органов  прокуратуры  края  по рассмотрению обращений   и   приему граждан  в  2016  году.

Общее количество поступивших обращений в сравнении с прошлым годом увеличилось на 7,2% и составило - 39042. Чаще всего граждане обращались по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов: о нарушении жилищного, трудового законодательства, в сфере ЖКХ, об административных правонарушениях, соблюдению прав и  интересов несовершеннолетних, законов об исполнительном производстве, а также по вопросам следствия и дознания, надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, на действия и решения дознавателя и следователя при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении. 

Из них прокурорами были рассмотрены 32083 обращения, что больше в сравнении с 2015 годом на 7,8%. Остальные обращения были направлены на разрешение в другие ведомства по компетентности.

Прокурорами из рассмотренных обращений разрешены 21030, из которых 4597 были признаны обоснованными. В каждом случае принимались определенные  меры к их качественному  разрешению, обеспечению системных проверок по актуальным вопросам.

Отмечается рост числа обоснованных обращений  по вопросам нарушений в сфере ЖКХ на 85,8% (613) ,законодательства об административных правонарушениях на 17,8% (179), о соблюдении законов об исполнительном производстве на 38,2% (282), в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 175% (11), на нарушения разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовным делам на 94,0% (76), на законность и обоснованность судебных постановлений по гражданским делам на 150% (15). 

По удовлетворенным обращениям выявлено 7228 нарушений законов и приняты следующие меры прокурорского реагирования: принесено протестов – 135, внесено представлений  - 1275, направлено исков (заявлений) в суд - 1906, предостережено – 51, возбуждено дел об административных правонарушениях - 711.

Факторами, способствующими росту числа обращений граждан в органы прокуратуры, являются, с одной стороны, ослабление надзора контролирующих органов, а с другой – активная позиция органов прокуратуры по защите интересов работников, выступления в трудовых коллективах, широкое разъяснение в средствах массовой информации полномочий прокурора и сообщения о принятых мерах по восстановлению нарушенных прав, а также доступность, оперативность, беспошлинность в решении этих вопросов.

Работники прокуратуры в ходе выступлений перед гражданами разъясняют действующее законодательство по рассмотрению, разрешению обращений, информируют их о принятых мерах по актуальным, резонансным жалобам в средствах массовой информации, на сайте прокуратуры края. Ведется прием обращений в Интернет-приемной прокурора края на сайте прокуратуры, вошло в практику проведение на постоянной основе выездных приемов заявителей по всему краю с принятием от них письменных обращений; в прокуратуре края действуют 5 «горячих линий» (телефонов) по вопросам исполнения законодательства: нарушения трудовых прав, в сфере ЖКХ, защите прав несовершеннолетних и молодежи, прав юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей, по фактам коррупционных проявлений. Важнейшей   составляющей   надлежащей  организации разрешения обращений,  всестороннего и объективного  изучения поступающей информации о состоянии законности и правопорядка является деятельность  органов  прокуратуры  по личному приему заявителей. В первом полугодии 2016 года работники органов прокуратуры края активизировали такую работу.

Общее количество обратившихся на личный прием граждан в органы прокуратуры края составило 11465, что больше в сравнении с 2016 годом на 6,1%. Прокурором края и его заместителями лично принято 667 граждан или 5% от общего числа обратившихся на прием,в том числе в приемной Президента РФ в Забайкальском крае - 19 заявителей.

Количество принятых межрайонными и районными прокурорами граждан на личном приеме также увеличилось  на 9,6%  (9857),  руководителями   таких прокуратур  -  на   5,2%  (4691).

О работе с письменными и устными обращениями в органах прокуратуры Забайкальского края в 1 полугодии 2016 года

Прокуратура Забайкальского края обобщила результаты  работы   органов  прокуратуры  края  по рассмотрению обращений   и   приему граждан  в  первом     полугодии   2016  года.

Общее количество поступивших обращений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 5,8% и составило - 19317. Чаще всего граждане обращались по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов: о нарушении жилищного законодательства, в сфере ЖКХ, об административных правонарушениях, соблюдению прав и  интересов несовершеннолетних, законов об исполнительном производстве, а также по вопросам следствия и дознания, надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний. 

Из них прокурорами были рассмотрены 15904 обращений, что больше в сравнении с аналогичным периодом 2015 года на 7,2%. Остальные обращения были направлены на разрешение в другие ведомства по компетентности.

Прокурорами из рассмотренных обращений разрешены 10604. Ими принимались определенные  меры к их качественному  разрешению, обеспечению системных проверок по актуальным вопросам. Удовлетворялась каждая четвертая жалоба.

Отмечается рост числа обоснованных обращений  по вопросам нарушений в сфере ЖКХ на 82% (304), о соблюдении законов об исполнительном производстве – на 22,6% (114), на законность и обоснованность судебных постановлений по гражданским делам - с 1 до 10

По удовлетворенным обращениям выявлено 3838 нарушений законов и приняты следующие меры прокурорского реагирования: принесено протестов – 55, внесено представлений  - 658, направлено исков (заявлений) в суд - 1081, предостережено – 23, возбуждено дел об административных правонарушениях - 355.

Факторами, способствующими росту числа обращений граждан в органы прокуратуры, являются, с одной стороны, ослабление, а иногда и полное отсутствие ведомственного и вневедомственного контроля, а с другой – активная позиция органов прокуратуры по защите интересов работников, выступления в трудовых коллективах, широкое разъяснение в средствах массовой информации полномочий прокурора и сообщения о принятых мерах по восстановлению нарушенных прав, а также доступность, оперативность, беспошлинность в решении этих вопросов.

Работник прокуратуры в ходе выступлений перед гражданами разъясняют действующее законодательство по рассмотрению, разрешению обращений, информируют их о принятых мерах по актуальным, резонансным жалобам в средствах массовой информации, на сайте прокуратуры края. Ведется прием обращений в Интернет-приемной прокурора края на сайте прокуратуры, вошло в практику проведение на постоянной основе выездных приемов заявителей по всему краю с принятием от них письменных обращений; в прокуратуре края действуют 6 «горячих линий» (телефонов) по вопросам исполнения законодательства: нарушения трудовых прав, в сфере ЖКХ, защите прав несовер­шеннолетних и молодежи, прав юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей, по фактам коррупционных проявлений, незаконной игорной деятельности.

Важнейшей   составляющей   надлежащей  организации разрешения обращений,  всестороннего и объективного  изучения поступающей информации о состоянии законности и правопорядка является деятельность  органов  прокуратуры  по личному приему заявителей. В первом полугодии 2016 года работники органов прокуратуры края активизировали такую работу.

Общее количество обратившихся на личный прием граждан в прокуратуру края составило 5233, что больше в сравнении с аналогичным периодом 2016 года на 14,7%. Прокурором края и его заместителями лично принято 2884 гражданина. 

 

Количество принятых межрайонными и районными прокурорами граждан на личном приеме также увеличилось  на 14,9%  (5297),  руководителями   таких прокуратур  -  на   10,2%  (2518). 

О работе с письменными и устными обращениями в органах прокуратуры Забайкальского края в 2015 году

Прокуратура Забайкальского края провела анализ работы с письменными и устными обращениями в органах прокуратуры края в 2015 году. Он подтверждает высокий авторитет прокуратуры у населения,  актуальность ее правозащитной функции, а также и социальную активность граждан. Доступность, оперативность в решении  вопросов  восстановления нарушенных прав остается одним  из основных факторов стабильного роста количества поступающих в органы прокуратуры края обращений.

В минувшем году количество  поступивших в органы прокуратуры края обращение составило – 36403 (+11,6%), рассмотренных – 29748 (11,1%) и разрешенных – 21030 (+11,0%). Такое увеличение связано с процессами, происходящими в обществе, повышением эффективности работы с обращениями на всех этапах их рассмотрения и разрешения, регулярными выступлениями работников прокуратуры в средствах массовой информации, приемом обращений по электронной почте, проведением на постоянной основе выездных приемов заявителей по всему краю, действующих в прокуратуре края 6 «горячих линий» (телефонов) по вопросам исполнения законодательства: нарушения трудовых прав, в сфере ЖКХ, защите прав несовер­шеннолетних и молодежи, прав юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей, по фактам коррупционных проявлений,  незаконной игорной деятельности.

Увеличение общего числа рассмотренных обращений зафиксировано в 29  прокуратурах: двух межрайонных, одной специализированной и 26 районных, в том числе трех районных  краевого центра, а также аппарате прокуратуры края.

В 2015 году  отмечается рост числа разрешенных и удовлетворенных обращений по вопросам исполнения федерального законодательства, следствия и дознания, законности и обоснованности судебных  постановлений по гражданским делам.

 

Подробная информация о результатах анализа работы с письменными и устными обращениями в органах прокуратуры края будет размещена на сайте прокуратуры края.

О работе с письменными и устными обращениями в органах прокуратуры Забайкальского края в 2014 году

В 2014 году в органы прокуратуры Забайкальского края с устными и письменными жалобами и заявлениями обратились 42945 человек или на 1,7% больше, чем в 2013 году. Непосредственно в органах прокуратуры края разрешено 18938 обращений, из них удельный вес обоснованных остается стабильно высоким и составляет 25,6%.

В прокуратуру края поступило 222 обращения, адресованных Президенту Российской Федерации, из которых 9 признаны обоснованными.

Несмотря на уменьшение количества разрешенных жалоб в органах прокуратуры края по вопросам надзора за исполнением законов и законностьюправовыхактов на 6,8% (11252), их доля в числе разрешенных по-прежнему высока— 59,4%. Также отмечен рост из их числа  удовлетворенных жалоб на 3,3% (3399). Количество разрешенных и удовлетворенных обращений нанарушения трудового законодательствавозросло соответственно на 8,1% (1 879) и 49% (1029); на бездействие судебных приставов-исполнителей соответственно на 22,6 % (890) и 9,7% (181); на нарушения в жилищно-коммунальной сфере, где удовлетворялась каждая третья жалоба (296).

Активная позиция органов прокуратуры края по защите прав несовершеннолетних  способствовала сокращению обоснованных обращений данной категории; на треть уменьшились обоснованные обращения осужденных и лиц, заключенных под стражу,  по вопросам содержания в СИЗО и исполнения уголовных наказаний. В связи с пресечением в 2013 году деятельности пирамидальных финансовых кооперативов, вплоть до возбуждения и расследования уголовных дел, снизилось количество обращений о нарушении прав акционеров, вкладчиков в 5,4 раза (19), а  удовлетворенныхв 35 раз (1). В связи с усилением прокурорского надзора за деятельностью контролирующих органов сократилось количество обращений по вопросам надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 1,7 раза, из них обоснованных – на  37,5% (5).

Усиление прокурорского надзора за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства с принятием комплекса мер, направленных, прежде всего на защиту прав потерпевших от преступных посягательств, повлекло снижение разрешенных жалоб на действия и решения дознавателей и следователей на 6% (5157), число обоснованных осталось стабильным (1370).

В целях обеспечения эффективности деятельности по рассмотрению и разрешению обращений на места направлялись информационные и индивидуальные письма и обзоры (95), результаты работы с обращениями дважды рассматривались на итоговых коллегиях  прокуратуры края, виновные лица (26) привлекались к дисциплинарной и материальной ответственности.

Совокупность принятых мер привела к снижению в 1, 2 раза (35) числа жалоб с нарушенным сроком разрешения, а также удовлетворенных в повторе почти в 2 раза (4), исключению повторных обращений, обоснованных  на волокиту и небрежность.

Органами прокуратуры края активизирована работа по личному приему граждан, в том числе согласно соответствующим графикам с выездами в отдаленные поселения (свыше 600 выездов). Принято свыше 10 тысяч граждан, что больше в сравнении с 2013 годом на 6,4%).

Кроме того, в минувшем году прокурором края в приемной Президента РФ в Забайкальском крае принято 22 заявителя. Во второй общероссийский день приема граждан, проходивший 12 декабря 2014 года, принято 50 заявителей (в 2013 - 126).

О работе с письменными и устными обращениями в органах прокуратуры Забайкальского края в 2013 году

 

В соответствии с требованиями п. 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» проведен анализ работы с письменными и устными обращениями в органах прокуратуры края в 2013 году. При этом использовались статистические данные, аналитические справки межрайспецпрокуроров, переписка старшего помощника прокурора края по рассмотрению обращений и приему граждан с районными прокурорами, материалы проверок исполнения требований вышеназванного приказа и другие документы.

Статистические данные свидетельствуют о росте общего числа жалоб, поступивших в органы прокуратуры края. В 2013 году значится 32527 таких обращений, что на 4,9% больше, чем в 2012 г. (31015). Увеличилось также число рассмотренных обращений на 6,1% (26522). Увеличение числа рассмотренных обращений отмечено в 19 межрайспецпрокуратурах. На рост поступивших и рассмотренных обращений существенно повлияли процессы, происходящие в обществе, повышение эффективности работы с обращениями на всех этапах их рассмотрения и разрешения, регулярные выступления работников органов прокуратуры в средствах массовой информации, прием обращений по электронной почте, проведение на постоянной основе выездных приемов заявителей по всему краю.

Количество разрешенных обращений стабильно большое (20408), динамика его изменения незначительна (-1,03%). Вместе с тем, число удовлетворенных жалоб сократилось на 11,2% (4756).

В связи с повышением качества работы гособвинителей и выносимых судебных решений снизилось количество разрешенных и удовлетворенных жалоб по вопросам законности и обоснованности постановлений по уголовным делам соответственно на 9,5% и в 2,8 раза; ужесточением прокурорского надзора за работой следователей и дознавателей – на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следователя при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении (на 5,9% и 5,2%) и по вопросам следствия и дознания (на 7% и 25,4%); принятием всего спектра прокурорских полномочий – по вопросам соблюдения законов о несовершеннолетних (на 27,5% и в 2,4 раза); пресечением нарушений прав осужденных и лиц, заключенных под стражу, на ранней стадии - за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний (на 37,5% и 33,3%); проведением в течение года на постоянной основе семинарских занятий с должностными лицами органов административной юрисдикции - на действия органов, применяющих меры административного принуждения (на 9,3% и 13,8%); оперативным реагированием на экологические правонарушения – по вопросам охраны природы и природопользования (на 24,% и 40,5%); использованием прокурорами всего имеющегося потенциала по координации деятельности уполномоченных органов государственной власти и управления в сфере правоотношений, обеспечению полноты использования ими полноты надзорных функций, своевременности мер, направленных на выявление и устранение нарушений закона - при реализации приоритетных национальных проектов (на 32,5% и 25%). Сохраняется устойчивая тенденция уменьшения общего количества разрешенных и удовлетворенных обращений по вопросам реабилитации и восстановления прав жертв политических репрессий (на 34,7% и 24,2%).

Сократилось число обращений (запросов), поступивших от членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы ФС РФ на 5% (58), количество обоснованных стабильно - 16 (15). В 2,7 раза (54) сократилось число разрешенных обращений (запросов) депутатов местных представительных органов, в 3,3 раза – обоснованных (18).

Вместе с тем, в отчетный период отмечен рост общего количества разрешенных обращений по вопросам надзора за исполнением федерального законодательства на 8,07% (12078), их доля, в числе разрешенных составила 59,2% (в 2012 г. – 54,2%).

На увеличение числа разрешенных обращений по краю повлияла работа в марте 2013 года Временной приемной Генеральной прокуратуры РФ по вопросам ЖКХ, неоднократное проведение «дня приема» по вопросам, связанным с деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, а также прием устных обращений граждан по «горячим линиям» по указанным вопросам с составлением письменных обращений. В связи с этим отмечен рост обращений по вопросам исполнения жилищного законодательства на 12,5% (2673), в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 76 % (44). Отмечен рост обращений по вопросам земельного законодательства на 30,8% (340), на нарушения прав вкладчиков в 1,7 раза (102), и приватизации - более чем в 2,8 раза (44).

Подавляющее количество нарушений прав граждан затрагивает прежде всего сферу трудовых правоотношений - наиболее сложной остается ситуация с выплатой заработной платы, распространенностью нарушений трудового законодательства со стороны работодателей. По сведениям территориального органа федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю по состоянию на 01.01.2014 численность работников, перед которыми 9 организаций имеют просроченную задолженность по заработной плате, составила 67,19 млн. рублей составила 1545 лиц.

Рост на 10,1% (1738) количества обращений, связанных с нарушением трудового законодательства, обусловлен увеличением задолженности по заработной плате по краю, размер которого в отдельные месяцы года составлял 88, 8 млн. руб., распространенностью нарушений трудового законодательства со стороны работодателей. Сказались на этом также организация в межрайпрокуратурах телефонов «горячей линии» по вопросам нарушения трудового законодательства, распространение в СМИ сведений о соотношении окладов работников с минимальным размером оплаты труда. Аппаратом принимались меры к улучшению состояния законности в данной сфере: проблемные вопросы систематически рассматривались на заседаниях межведомственных рабочих групп по вопросам соблюдения прав граждан на оплату труда, осуществлялся ежемесячный анализ работы нижестоящих прокуроров, на места направлены 10 информационных и 24 индивидуальных письма. Состояние надзора проверено в 10 прокуратурах районного звена, в 4 из них выявлены просчеты, в связи с чем оказана методическая помощь, к 8 сотрудникам применены меры дисциплинарного воздействия. Вопросы, связанные с защитой трудовых прав, рассмотрены на 5 заседаниях межведомственной рабочей группы по вопросам соблюдения прав граждан на оплату труда, 3 заседаниях межведомственной рабочей группы по ликвидации задолженности по заработной плате на предприятиях группы компаний «Забайкальский ГОК», 10 оперативных совещаниях при заместителе прокурора края. В ходе проведения указанных совещаний прокурором края и его заместителем 13 руководителям объявлены предостережения, в результате погашена задолженность в размере 27,4 млн. руб.

Прокурорами пресекались массовые факты несвоевременной и в неполном объеме выплаты вознаграждения за труд, сокрытия сведений о задолженности, нарушения при начислениях и оплате труда отдельным категориям работников. Реагирование прокуроров было направлено на понуждение работодателей к аттестации рабочих мест, обеспечению работников специальной одеждой, средствами индивидуальной защиты, организацию обучения безопасным методам работы, проведение инструктажа по охране труда, соблюдение прав работников, занятых на работах с вредными условиями труда. Применялись меры к пресечению бездеятельности конкурсных управляющих, судебных приставов-исполнителей, органов статистики и контроля.

Прокуратурой обеспечено взаимодействие с органами государственной власти по рассматриваемым вопросам, принимается участие в совещаниях по вопросу погашения задолженности по оплате труда под председательством Главного федерального инспектора и заместителя Губернатора края. Последние, а также Губернатор края, руководители министерств и ведомств неоднократно информировались о состоянии законности.

Принятыми мерами удалось незначительно снизить количество удовлетворенных жалоб данной категории – на 1,7% (691) и их доля, в числе разрешенных составила 40% (2012 г. - 45%).

При разрешении в прокуратуре края обращения З., А.А. о нарушении трудовых прав сторожей и специалистов, работающих в сельской местности его доводы об оплате сторожу за работу в ночное время в размере 20 % оклада (должностного оклада), тарифной ставки за каждый час работы в ночное время подтвердись. Установлено, что вопреки Положению о доплате за работу в ночное время работникам государственных учреждений, финансируемых из бюджета Забайкальского края, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2010 № 93, оплата за работу в ночное время в размере 20% оклада за каждый час работы в ночное время работникам сторожевой охраны Учреждения производится в соответствии п. 3.1. Положения об оплате труда Учреждения (далее – Положение), утвержденного приказом руководителя от 02.04.2013 № 43/2, не соответствующему региональному законодательству. По результатам проверки принесен протест на незаконную норму Положения об оплате труда, который удовлетворён. После прокурорского вмешательства работникам учреждения произведён соответствующий перерасчёт.

При проверке доводов обращения о нарушении Закона Забайкальского края от 29.05.2009 № 182-ЗЗК «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджета Забайкальского края установлено, что специалистам Учреждения, работающим в сельской местности, доплата к окладу в размере 25% вопреки требованиям названного закона, Положения об оплате труда Учреждения не начислялась и производилась. Руководителю Учреждения внесено представление произведён перерасчёт и выплата заработной платы сторожам и старшим летчикам – наблюдателям.

Количество обращений, поступивших от вкладчиков, возросло на в 1,7 раза (102) в связи с осуществлением на территории края деятельности кооперативов «Русский Америко-Еврофинанс» и ООО «Блек Кепитал», деятельность которых в настоящее время является предметом оценки при расследовании уголовных дел. Прокуратурой края в рубрике «Прокурор разъясняет» для граждан размещена информация по вопросам деятельности кредитных кооперативов.

Рост обращений по вопросам приватизации в 2,8 раза (44) связан с установлением федеральным законодательством сроков ее окончания, в том числе и в рамках «дачной амнистии», поэтому граждане активно в случае отказов государственных органов и органов местного самоуправления используют право на обращение в органы прокуратуры. В истекшем году в рамках проведения проверок исполнения законодательства о государственной и муниципальной собственности прокурорами проведены проверки исполнения законодательства о приватизации. Обобщение показало, что нарушения указанной категории не носят распространенный характер и связаны большей частью с правовыми актами.

Отмечен незначительный рост обращений по вопросам соблюдения законов об исполнительном производстве - на 1,5% (726), в том числе удовлетворенных - на 5,8%. На увеличение их количества повлиял рост числа исполнительных документов, находящихся в производстве службы судебных приставов, в том числе по взысканию начисленной, но не выплаченной заработной платы, алиментов. Удовлетворенные обращения данной категории связаны с допущенными приставами нарушениями при исполнении решений судов. Судебными приставами не принимались должные меры, направленные защиту прав взыскателей в установленные законом сроки, в том числе по установлению имущества и денежных средств должника, за счет которых возможно исполнить решение суда. Вопросы организации надзора рассматривались на коллегиях прокуратуры Забайкальского края 20.08.2013 «О результатах прокурорских проверок исполнения законодательства об исполнительном производстве, порядке рассмотрения обращений граждан, государственной службы, размещении государственного заказа и уголовно-процессуального законодательства в УФССП России по Забайкальскому краю», от 25.07.2013 «Об итогах работы органов прокуратуры края в 1 полугодии 2013 года и задачах по обеспечению законности и правопорядка», на места направлены методические рекомендации об организации и осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства об исполнительном производстве, совместное с УФССП России по Забайкальскому краю указание «О проведении сверок по исполнению исполнительных документов», указание об усилении надзора за исполнением законодательства об исполнительном производстве.

Показатель разрешенных обращений по пенсионным вопросам снизился на 0,7% (300), вместе с тем число удовлетворённых возросло на 27,5% или 9 жалоб (65). В основном заявители в своих жалобах просят о подтверждении страхового стажа, выражают несогласие с размером начисленной пенсии, несвоевременным перечислением взносов в Пенсионный фонд работодателями.

При увеличении числа отдельных категорий разрешенных обращений по вопросам надзора за исполнением федерального законодательства количество обоснованных сократилось на 9,6% (3292).

Причинами снижения числа обращений, признанных обоснованными, является превентивная работа прокуроров на данном направлении. С учетом приоритетных задач, определенных Генеральной прокуратурой РФ, прокурорами продолжена работа по укреплению законности в сферах тарифного регулирования, модернизации систем жизнеобеспечения, целевой и эффективной реализации средств Фонда содействий реформированию ЖКХ и бюджетов всех уровней, соблюдением прав граждан на качественное предоставление коммунальных услуг. Работниками аппарата в целях надлежащей организации и осуществления надзора в период подготовки к отопительному сезону и его проведения на места направлены соответствующие указания, в проблемные районы - индивидуальные письма, вопросы осуществления надзора рассмотрены на семинарах, оперативных и рабочих совещаниях с региональными органами контроля (надзора). В течение года осуществлялись выезды в проблемные районы (Могочинский, Шилкинский) с целью оказания практической помощи прокурорам в организации надзора. О состоянии законности и проблематике в отдельных районах края постоянно информируется Губернатор края, главный федеральный инспектор. Кроме того, 19.03.2013 проведена коллегия прокуратуры края «О состоянии законности и практике прокурорского надзора за соблюдением прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, законодательства при использовании финансовых и материальных ресурсов отрасли». Руководством прокуратуры края опротестован приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях и на общедомовые нужды, поскольку при расчете нормативов не применен метод аналогов; неверно определено количество процедур водопользования гражданами; количество домов и их характеристик, не приняты во внимание критерии этажности домов и возможности оказания коммунальных услуг на общедомовые нужды. Незаконные нормативы отменены с закреплением за гражданами права перерасчета излишне оплаченных сумм. По результатам совместных с органами контроля и надзора мероприятий прокурорами реализованы полномочия по судебному понуждению ответственных лиц к выполнению ремонтных работ объектов жилого фонда и коммунальной инфраструктуры. Указанный комплекс мер позволил давать гражданам ответы разъяснительного характера.

Удовлетворение обращений по вопросам исполнения жилищного законодательства, прежде всего, связано с проблемой ненадлежащего исполнения коммунальными организациями своих обязанностей - в отчетный период разрешено 1803 таких обращения, каждая 5 удовлетворялась. Вместе с тем общее число обоснованных жалоб данной категории сократилось на 22,6% (697).

Обращения по вопросам земельного законодательства касались, в основном, нарушения сроков рассмотрения заявлений о предоставлении участков, ненадлежащего осуществления муниципального земельного контроля, отсутствия взаимодействия органов местного самоуправления и Управления Росреестра, отказами в подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков.

Основной причиной удовлетворения 73 (+19,7%) обращений данной категории являются нарушения со стороны органов местного самоуправления и краевого Департамента государственного имущества земельных отношений порядка предоставления земельных участков. Вопросы исполнения земельного законодательства и практики прокурорского надзора нашли отражение в информационном письме и методических рекомендациях, направленных на места, на коллегии прокуратуры края 28.05.2013 «О результатах прокурорских проверок соблюдения законодательства о целевом и рациональном использовании и охране земель», решением которой перед прокурорами поставлена задача регулярно осуществлять надзор за исполнением земельного и градостроительного законодательства в части полноты нормативного правового регулирования, соблюдения порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, полноты и эффективности осуществления государственного и муниципального земельного контроля (надзора), завершить работу по приведению муниципальной нормативной правовой базы об организации муниципального земельного контроля в соответствие с федеральным законодательством, обеспечить принятие соответствующих регламентов и перечней лиц, уполномоченных осуществлять контроль.

В ходе проверки исполнения земельного законодательства в Комитете по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» вскрыты нарушения порядка и сроков предоставления муниципальных услуг. По результатам проверки внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено (начата служебная проверка в отношении должностных лиц, допустивших нарушения) и опротестовано два нормативных правовых акта, регулирующих порядок оказания муниципальных услуг.

На рост количества разрешенных (76%) и удовлетворенных (33,3%) обращений о нарушении и законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей существенно повлияло неоднократное проведение в течение года дней приема обращений, связанных с деятельностью предпринимателей, а также работой «горячих линий» по указанным вопросам.

Несмотря на принимаемые прокуратурой края в 2012- 2013 году меры по улучшению материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся в ИВС, число разрешенных жалоб на условия содержания в ИВС возросло на 35% (89), что обусловлено нарушениями нормативов и стандартов содержания в изоляторах временного содержания. В целях снижения числа удовлетворенных жалоб (11 или 12,3% от числа разрешенных) вопросы соблюдения прав лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, рассматривались на координационном совещании руководителей правоохранительных органов края «О соблюдении конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве», а также обсуждались на заседании коллегии прокуратуры края. Во исполнение плана основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов Забайкальского края по борьбе с преступностью на 2013 год в марте текущего года работником профильного отдела прокуратуры края с участием сотрудников УМВД России по краю и члена общественной наблюдательной комиссии Забайкальского края проведена проверка условий содержания и соблюдения прав лиц в изоляторе временного содержания ОМВД РФ по Карымскому району, а также принято участие в проведении межведомственного семинара с начальниками ИВС территориальных органов МВД на районном уровне. Результаты работы с обращениями граждан, нарушения и недостатки планируется рассмотреть на оперативном совещании при заместителе прокурора края по итогам работы управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью.

Разъяснение в СМИ действующего законодательства об ограничении полномочий прокурора по оспариванию судебных актов повлекло снижение количества обращений по вопросам законности и обоснованности судебных решений по гражданским делам на 10,2% (281). В то же время отмечено увеличение удовлетворенных жалоб на 50% (12) или 4 жалобы. Удовлетворенные жалобы признаны обоснованными, в основном, в аппарате и носят разносторонний характер: обжалованы 3 неправосудных решения мировых судей, 4 незаконных распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края по распоряжению земельными участками лесного фонда; 2 судебных акта, вынесенных судебными инстанциями края об отказе в удовлетворении требований лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об изменении способа и порядка исполнения решения по предоставлению жилья; защитой имущественных прав 2 граждан. Удовлетворено также одно обращение Шилкинским межрайонным прокурором.

Существенное снижение количества разрешенных жалоб по вопросам соблюдения законов о несовершеннолетних объясняется тем, что большую часть обращений в 2012-2013 г.г. составляли жалобы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа о нарушении жилищных прав, которые в 2012 году удовлетворялись путем обращения прокурорами в суды с соответствующими исками к органам местного самоуправления. В связи с изменением с 1 января 2013 года законодательства и передачи полномочий по обеспечению жилищных прав указанной категории на уровень субъекта Российской Федерации, прокурорами на соответствующие обращения давались разъяснения. Также положительно сказалась активная исковая работа прокуроров, по заявлениям которых только в 2012 году защищены жилищные права 674 лиц этой категории. В судебном порядке по иску прокуратуры края органы государственной власти края понуждены к обеспечению жильем всех нуждающихся лиц в срок до конца 2015 г. и уже в 2013 г. в бюджете края предусмотрено 400 млн. руб. для приобретения и строительства жилых помещений. За весь 2013 год в соответствии с новым порядком жильем обеспечено 224 лица из числа детей-сирот, 84 лица получили денежные средства для приобретения жилья, за счет бюджета края начато строительство жилья еще для 404 лиц. Вместе с тем, права детей-сирот продолжают нарушаться путем вынесения необоснованных решений об отказе во включении в список лиц, имеющих право на обеспечение жильем. Так, прокуратурой края разрешено принятое с личного приёма заявление С. И.Г., обжалующего указанный отказ. В ходе проверки установлено, что после достижения совершеннолетия заявитель неоднократно обращался в органы местного самоуправления с вопросом о постановке на его учет нуждающегося в обеспечении жильем, однако по вине данных органов на учет необоснованно поставлен не был. При таких условиях отказ Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в связи с достижением С., И.Г. 23-летнего возраста и утратой права на включение в список является незаконным. 07.05.2013 заместителем прокурора края в интересах заявителя в Центральный районный суд г. Читы направлено заявление, которое рассмотрено и удовлетворено.

Несмотря на снижение количества разрешенных и удовлетворенных жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следователя принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении, не удалось средствами ведомственного контроля и прокурорского надзора обеспечить законность уголовного судопроизводства на досудебной стадии, исключить нарушения прав заявителей, потерпевших и преследуемых лиц. Основанием для удовлетворения таких заявлений на действия и решения следователей является неполнота проведенных доследственных проверок, а также не уведомление следователями заявителей и результатах проведенных проверок. Удовлетворение почти каждой четвертой жалобы на действия (бездействия) и решения следователей МВД по уголовным делам объясняется снижением требовательности со стороны руководителей следственных органов и отсутствием последующего контроля за исполнением ранее данных указаний.

Удовлетворение обращений при расследовании уголовных дел обусловлено принятием следователями незаконных решений о приостановлении предварительного следствия, длительным не выполнением следственных действий по установлению фактических обстоятельств происшедшего, отказом в проведении судебных экспертиз, нарушением прав обвиняемого на ознакомление с постановлениями о назначении судебных экспертиз, нарушением разумных сроков следствия. При разрешении в прокуратуре края жалобы Беспрозванных на постановление о прекращении уголовного дела № 18090 установлено, что, несмотря на неоднократные отмены решений о прекращении уголовного дела, следствием данные по делу указания не выполняются, законное процессуальное решение в течение длительного времени не принимается. Доводы заявителя о ненадлежащем расследовании были удовлетворены в прокуратуре края, незаконное решение отменено.

В истекшем году в органы прокуратуры края поступило 76 обращений из правозащитных центров (41) и от общественности (35). Большинство поступивших жалоб из АНО «Забайкальский правозащитный центр» (25) на условия содержания в пенитенциарных учреждениях, из которых удовлетворено 3.

В сфере реализации приоритетных национальных проектов разрешено 85 (126) обращений, 36 (48) из которых признаны обоснованными. Основное количество разрешенных и обоснованных обращений на нарушения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов связано с жилищными правами граждан. Из 78 разрешенных обращений данной категории 32 признано обоснованными и удовлетворено. Жалобы касались вопросов обеспечения жильем участников, ветеранов ВОВ и членов их семей, граждан при переселении из аварийного, ветхого жилья, молодых семей. В сфере здравоохранения разрешено 5 обращений, из которых 4 удовлетворено, АПК-2, образования – 0. Так, в сфере реализации ПНП «Здоровье» по обращению инвалида Т., об отказе ей в оказании высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных средств в институте хирургии им. А. В. Вишневского, выявлены грубые нарушения законодательства о здравоохранении, допущенные министерством здравоохранения Забайкальского края. На имя заявительницы был оформлен Талон на оказание ей такой помощи и размещен в специализированной информационной системе Минздрава России. Однако министерство здравоохранения края не направило в установленные сроки в институт хирургии им. А. В. Вишневского результаты лабораторных, инструментальных и других видов исследований, а также указало в Талоне неверный код высокотехнологичной медицинской помощи, в связи с чем, оказалось невозможным принятие решения о госпитализации Т. После рассмотрения представления прокуратуры края, выявленные нарушения устранены, женщина-инвалид направлена на госпитализацию в институт хирургии им. А. В. Вишневского.

В аппарате прокуратуры края рассмотрено обращений на 15% больше (7398), разрешено – на 1% (4727), удовлетворено - на 13,2% (542), вместе с тем число жалоб, разрешенных в срок свыше установленного законом, сократилось в 2 раза (14), не допускалась волокита и небрежность в работе, в связи с чем повторные жалобы не удовлетворялись. Серьезное внимание уделялось приему заявителей, их количество возросло на 12%. Рост числа обращений в аппарате не повлиял на количество разрешенных и обоснованных жалоб в целом по краю.

Последовательность принимаемых мер, направленных на своевременное и качественное разрешение каждого поступившего обращения, обеспечение доступности гражданам на личный прием, а также соблюдение законности в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления при разрешении обращений в целом способствовали снижению числа жалоб, разрешенных с нарушенным сроком, на 12% (42), повторных – на 14% (537).

В ходе проверок исполнения законодательства об обращениях граждан в 2013 году выявлено 686 (1395) нарушений закона, в том числе 62 (134) незаконных правовых актов. В связи с этим, было принесено 62 (134) протеста, внесено 138 (253) представлений. По удовлетворенным протестам отменено 57 (119) незаконных правовых актов, к дисциплинарной ответственности привлечено 112 (195) должностных лиц, к административной - 59 (90), предостережено 4 (26) лица о недопустимости нарушения закона, направлено в суды 2 (1) заявления. Снижение количественных показателей объясняется тем, что в 1 полугодии 2012 года проводилась проверка (по заданию ГП РФ) исполнения требований Федерального закона № 59-ФЗ за период 2011-2012 г.г.

Важнейшей составляющей надлежащей организации разрешения обращений, всестороннего и объективного изучения поступающей информации о состоянии законности и правопорядка является деятельность органов прокуратуры края по личному приему заявителей.  Во всех подчиненных прокуратурах на видном месте на специальных стендах вывешены графики приема граждан в рабочее и вечернее время, выходные дни, образцы обращений. Прием граждан в межрайспецпрокуратурах осуществляется ежедневно, руководителями прокуратур – не реже одного раза в неделю. О приеме граждан в праздничные дни составляются отдельные графики. Жалобы граждан на отказ в личном приеме руководителями прокуратур не поступали. В каждой прокуратуре в доступном для граждан месте установлены ящики для писем и жалоб, выемка которых производится ежедневно. Кроме того, межрайспецпрокурорами на полугодие, год составляются графики приема граждан в сельских, городских поселениях, школах, государственных органах, администрациях муниципальных районов, сходах граждан. Накануне проведения приема население оповещается по радио (при наличии), в местной печати, на сайтах прокуратур, через глав администраций поселений. Помощниками межрайспецпрокуроров оказывается методическая помощь в подготовке обращений не только в прокуратуру, но и в другие контролирующие или надзирающие органы. В случае отсутствия у заявителя возможности собственноручно подготовить обращение оперативным работником прокуратуры составляется подробная письменная справка по существу вопроса с указанием данных заявителя и передается на регистрацию и разрешение по существу. При проверках организации работы с обращениями в подчиненных прокуратурах вопросу приема граждан уделяется особое внимание.