07.12.2018 - Жалобы в защиту прав несовершеннолетних на общедоступное и бесплатное образование (с образцом жалобы)

Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность и бесплатность.

Под общедоступностью понимается доступность образования вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Бесплатность образования заключается в возможности его получения без какой-либо оплаты предоставляемых образовательных услуг.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации» гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами при получении: дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Правовые, организационные и экономические основы функционирования системы образования в Забайкальском крае, полномочия органов государственной власти края в сфере образования определены Законом № 858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования».  

Как показывает практика, право детей на общедоступность дошкольного образования не всегда соблюдается. В настоящее время в крае значительное число детей дошкольного возраста состоят в очереди на поступление в дошкольную образовательную организацию. В связи со сложившейся ситуацией допускаются факты, когда в дошкольных образовательных организациях численность воспитанников превышает предельное допустимое количество. Отсутствие достаточного количества дошкольных образовательных учреждений способствует распространению коррупционных проявлений.

Предоставление платных дополнительных образовательных услуг осуществляется с согласия родителей.

Инфраструктура общеобразовательных организаций края представлена в достаточном объеме. Но и здесь отмечаются отдельные проблемы.

Отказ администрации учебного заведения гражданам в приеме в то или иное учебное заведение, например, по причине отсутствия у них постоянной регистрации на территории района, для которого оно является ближайшим, возможен только в случае отсутствия там свободных мест.

Начальная школа сегодня представлена многообразием образовательных программ. В связи с этим при поступлении в 1-й класс ребенку могут предложить пройти тестирование (собеседование). Если это предлагается в рекомендательном порядке, то не является нарушением права на    получение  общедоступного бесплатного    образования.    Если    же    администрация    будет    настаивать    на

проведении тестирования и в случае несогласия родителей либо по результатам тестирования откажет в приеме ребенка, это будет противоречить требованиям закона.

Кроме того, как показывает практика прокурорского надзора, в некоторых случаях не соблюдается принцип бесплатности образования, что проявляется в принуждении родителей учащихся к внесению так называемых «вступительных взносов» при приеме детей в образовательные организации, добровольных пожертвований на различные нужды организации, в том числе финансируемые из бюджета, оказанию благотворительной помощи.

Зачастую такая помощь вопреки ст. ст. 1, 4, 5 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» носит принудительный характер. Родители оказывают образовательной организации помощь в виде денежных взносов, а также в виде имущества.

Пожертвование наиболее часто является скрытой формой поборов с родителей обучающихся. Следует иметь в виду, что родительские комитеты, собрания и другие органы не вправе принимать решения о сборе с родителей пожертвований. Пожертвование является личным и добровольным делом каждого.

Внесение денежных средств (пожертвований) должно осуществляться только на добровольной основе целевым назначением на расчетный счет образовательной организации. Это касается и родителей (законных представителей) обучающихся.

Образовательная организация и ее должностные лица несут в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся и воспитанников.

С 01.12.2009 действует статья 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся в образовательных организациях.

Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.

Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся в образовательных организациях либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.

По каждому факту нарушения прав и свобод несовершеннолетних необходимо обращаться в территориальные органы управления образованием либо в органы прокуратуры.

ОБРАЗЕЦ жалобы на постановку органами внутренних дел несовершеннолетнего на профилактический учет в ПДН

Прокурору соответствующего района

(от  кого) указывается фамилия, имя, отчество заявителя, при желании контактные телефоны

Жалоба на действия ПДН

Мой несовершеннолетний сын (фамилия, имя, отчество, дата рождения) задержан (когда - число, месяц), где (населенный пункт, улица) сотрудниками полиции за нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения. За это правонарушение в отношении сына составлен протокол об административном правонарушении, и он привлечен к ответственности. Протокол рассмотрен районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, после чего мой сын органом полиции (назвать территориальный отдел полиции) поставлен на профилактический учет в ПДН. С решением полиции о постановке на учет я не согласна, поскольку мой сын не употребляет спиртные напитки, и произошедший случай является единичным. Он хорошо учится и положительно характеризуется в школе, занимается спортом, участвует в общественной жизни школы. Считаю, что постановка на учет негативно отразится на психологическом состоянии моего сына, в связи с чем прошу проверить законность действий органов полиции по постановке сына на учет, при выявлении нарушения закона принять меры прокурорского реагирования в защиту нарушенных прав ребенка

Приложение: постановление комиссии по делам несовершеннолетних

дата                                                                                                                    подпись

Примечание: ПДН—подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

Информацию предоставила старший помощник прокурора края А.И.Вецина